Жизнь и творчество Федора Эмина

21 декабря 2014 года

(в статье использовано 10 иллюстраций - портреты личностей, сыгравших решающую роль в жизни автора)

Биография Федора Эмина представляет особый интерес, поскольку он личность неординарная, его труды снискали популярность еще в годы его жизни и вызывают бурные эмоции у читателей и критиков до сегодняшнего дня, а прошло уже не много-не мало - почти 250 лет со дня его смерти.

Безусловно - этот человек много читал и много знал, занимал активную позицию в обществе, он не боялся высказывать свои идеи, очень плодотворно трудился и успел за свою короткую жизнь, даже - фактически, за последние 10 лет из своих 35, создать столько замечательных произведений, что многим и за долгую жизнь не удалось.

Федора Эмина осуждали некоторые представители "сильного мира того" за то, что, например, осмелился писать аналитические заключения, давать оценку трудам Ломоносова по истории, что было "неслыханно" в то время. Как же, это же сам Ломоносов! И такой пример его творчества не один.

Этот автор удивительно легко читается и его произведения отличаются простым, но грамотным стилем, "живым" разговором со своим читателем, он умеет увлекать, делая читателя своим собеседником.

Федора Эмина называют первым в России писателем-романистом и достойным предшественником тех, кто пришел после него гораздо позже и кто зачитывался его романами, будучи сам писатель.

Много споров вокруг личности Эмина, но это и не важно. Как утверждают у нас на Руси - о пустом месте не говорят. Одно бесспорно - он невероятно талантлив. Почему? Вы поймете, прочитав его произведения и материалы о его жизни.

Кстати, у Федора Эмина был сын, Николай Фёдорович Эмин, дата рождения которого указывается около 1767 года, он так же, как и его отец, был русским писателем, а кроме того - он занимал чиновничьи и административные должности, служил в Петрозаводске, Выборге, Санкт-Петербурге.

Фотографий Федора Эмина я не нашла, а размещать сомнительные не стала. Но я решила проиллюстрировать материал различными портретами людей, которые были так или иначе связаны с Федором Эминым, достоверность которых, в плане соответствия личности, высока.

Существует не один источник, трактующий его биографию и оценивающий библиографию. Наиболее интересные, даже будучи не согласной с некоторыми их оценками творчества Эмина, я предлагаю Вам ниже для ознакомления, используя их в редакции первоисточника.

© Елена Фидес


Большая биографическая энциклопедия

Эмин, Федор Александрович
— литератор; родился, по всем показаниям, около 1735 г. Но в каком городе он родился, какой был нации, религии, где получил первоначальное образование и кто были его родители — обо всем этом разные источники говорят до такой степени различно, что разобраться во всей этой путанице нет никакой возможности.

Словом, о первых 25-ти годах жизни Э. существует четыре различных рассказа, полных счастливых случайностей и благополучно разрешающихся приключений, но не имеющих в силу крайней разноречивости между собой почти никакого биографического значения.

Один из биографов Э. предполагает даже, что все эти рассказы вымышлены и притом вымышлены самим Э. с целью скрыть свое истинное происхождение и таким образом отвести глаза от какого-то таинственного и, очевидно, не делающего ему чести приключения в Турции, сущность которого никому не была известна. Таким образом жизнь Э. c 1735 до 1760 г. почти совершенно неизвестна, и из всех показаний о ней, не рискуя сделать грубую ошибку, можно вывести только следующие общие заключения:
1) родился Э., вероятнее всего, в Польше, но не в России,
2) родители его были не русские,
3) первоначальное образование получил он или дома, или в какой-нибудь иезуитской школе (существует показание, едва ли, впрочем, заслуживающее доверия, что одно время он учился в Киевской духовной академии),
4) вероисповедания он был сначала католического, а затем магометанского,
5) он обладал превосходными способностями, которые дали ему возможность знать от 6 до 9 различных языков и приобрести обширные энциклопедические познания,
6) он вел беспокойную, полную приключений жизнь и много странствовал по различным государствам, и наконец,
7) в Турции с ним случилось какое-то таинственное несчастное приключение, которое Э. тщательно скрывал в течение всей своей жизни и которое заставило его принять магометанство и даже прослужить несколько лет в турецкой армии янычаром; вот это-то приключение, очевидно компрометировавшее Э., в связи с его ренегатством и было, вероятно, первоначальной причиной запутанности и разноречивости показаний его о самом себе.

С конца же пятидесятых годов XVIII столетия о нем имеются уже достоверные биографические данные.

После долголетних скитаний Э. в 1758 г. или немного ранее этого приехал в Лондон и, прожив здесь некоторое время под именем Магомета Емина, явился к князю A. M. Голицыну, бывшему тогда посланником в Лондоне, рассказал ему свои приключения и выразил желание принять православную веру; Голицын согласился, и в домовой его церкви был совершен обряд крещения, причем новообращенный получил имя Федор и фамилию Эмин, а князь был его восприемником.

11-го апреля 1761 г. Э. взял себе из лондонского посольства паспорт и в скором времени уехал в Россию (в паспорте этом между прочим было сказано, что имя Э. до крещения было Мехмет Емин и что рожден он от русских (!) родителей).

По приезде в июне того же года в Петербург Э. подал на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение на итальянском языке об определении его на русскую службу, где он может быть полезен по знанию языков: английского, итальянского, испанского, португальского, польского и турецкого; прошение было подписано — "Theodoro Emenonski".

В скором времени, благодаря хлопотам одного знакомого, Э. поступил на службу учителем в сухопутный кадетский корпус. Потом, пользуясь покровительством графа Г. Г. Орлова, он перешел переводчиком в коллегию Иностранных Дел, а оттуда с чином титулярного советника был переведен в кабинет, где и служил вплоть до своей смерти.

В своем прошении, как было сказано, Э. называет только 6 знакомых ему иностранных языков, в других источниках число их доходит до 9. Нет ничего невероятного в том, что число это несколько преувеличено, так как никто не экзаменовал Э. в его знаниях, но 4 языка он знал несомненно, так как мы встречаем его переводы с французского, итальянского, испанского и португальского. Это, впрочем, не имеет какого-либо важного значения; гораздо поразительнее и характернее для блестящих способностей Э. тот факт, что, приехав в 1761 г. в Петербург, не зная или почти не зная русского языка, он через 2 года был уже русским писателем и имел литературные споры с Сумароковым.

В течение 9 лет, которые прожил он в России, им было издано более 25 книг переводов и своих собственных сочинений разного рода, среди которых встречаются и 3 тома "Российской истории", и назидательная книга "Путь ко спасению"! Правда, в первых произведениях слог его, по отзывам современников, страдает некоторой грубостью и шероховатостью, зато в следующих, вышедших, например, в 1764 г., Э. владеет русским языком настолько искусно, что в этом отношении смело может быть поставлен наряду с хорошими писателями того времени.

Первые романы Э. вышли в свет в 1763 г., это были: "Награжденная постоянность, или Приключения Лизарка и Сарманды", изд. 1763 и 1788 гг., "Приключения Фемистокла и разные политические, гражданские, философические, физические и военные его с сыном своим разговоры, постоянная жизнь и жестокость фортуны, его гонящей", изд. 1763 г., "Бессчастный Флоридор, или История о принце Ракалькутском" — перевод с итальянского, изд. 1763 г., и "Любовный вертоград, или Непреоборимое постоянство Камбера и Арисены" — перевод с португальского, изд. в 1763 и 1780 гг.
В 1764 г. вышли его "Нравоучительные басни в прозе", "Горестная любовь маркиза Де Толедо" — перевод с испанского, изд. 1764, 1788 и 1793 гг., и лучший роман Э., посвященный графу Г. Г. Орлову, "Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда", в 3-х частях; роман этот был издан три раза и читался нарасхват; в нем, между прочим, под именем Феридата автор рассказывает и свои собственные приключения — "сия книжица истинные Мирамондовы приключения и мое несчастное похождение в себе заключает".

В 1766 г. появились его "Письма Эрнеста и Доравры", в 4-х частях, изд. в 1766 и 1792 гг., подражание, а иногда и компиляция "Новой Элоизы" Руссо, и "История польская, соч. аббата Солиньяка", перевод с французского, в 2-х частях, а в 1769 г. "Краткое описание древнейшего и новейшего состояния Оттоманской Порты".
В том же году Э. начал издавать ежемесячный журнал "Адская почта", который выходил только полгода и в котором почти все статьи принадлежали его перу. Кроме всего этого, им было написано духовно-нравственное сочинение "Путь ко спасению, или Разные набожные размышления, в которых заключается нужнейшая к общему знанию часть богословия", изданное в первый раз в 1806 г., уже после смерти автора, и после того выдержавшее еще несколько изданий.
Важнейший труд Э. — "История России" в 3-х частях, изданный в 1767, 1768 и 1769 гг. на средства Академии Наук, был доведен им только до Всеволода III, или до 1213 г. В этом труде сказалась вся удивительная ученость и начитанность автора, но, к несчастию, он, по словам митрополита Евгения, часто грешит против истины, решая важные исторические вопросы при помощи ссылки на свидетелей, показания которых не заслуживают никакого доверия, и цитируя таких авторов, существование которых вообще когда-либо на свете подвержено сильному сомнению.

Как бы то ни было, произведения Э. читались охотно, что видно уж по одному тому, что многие из них были издаваемы два-три, а некоторые и большее число раз.

Скончался Э. в Петербурге 18 апреля 1770 г., и на смерть его неизвестным автором были написаны стихи, помещенные в "Опыте" Новикова.

Н. И. Новиков, "Опыт словаря о российских писателях". — Митрополит Евгений, "Словарь русских светских писателей". — Аскоченский, "Киев". — М. Н. Логинов, "Русские писатели XVIII столетия" ("Русская Старина", 1873 г., т. 7, № 5). — А. Лященко, "Библиогр.", 1892 г., № 8—9. — Его же, "Публицистический элемент в романах Эмина", СПб., 1898 г.

А. Циммерман

{Половцов}

Другой источник:

Эмин, Федор Александрович
— писатель (род. около 1735 г., † в 1770 г.). Биография Э. до появления его в России остается недостаточно ясной, так как он сам неодинаково рассказывал о своих "злоключениях".

Можно догадываться, что происхождения он был южнославянского. В течение 8 лет он странствовал по Австрии, Турции, Египту, Италии. Португалии и Франции; быть может, побывал и в Алжире, и Тунисе.

В Турции Э. сделался магометанином и служил в отряде янычар.

В 1761 г. Э. явился в Лондоне к русскому посланнику, кн. Голицыну, принял православие и был отправлен в Россию, где состоял учителем в сухопутном кадетском корпусе, а потом переводчиком в коллегии иностранных дел и кабинет-переводчиком.

Быстро изучив русский язык, Э. в течение своей восьмилетней литературной деятельности оказался очень плодовитым: он написал несколько сатирических произведений, ряд романов (переводных и подражательных), интересное "Описание Оттоманской Порты", издавал сатирический журнал "Адскую Почту" (1769 г.), наконец сочинил патриотическую, но странную "Российскую Историю" в 3 томах, в которой ссылался на несуществовавшие книги и свидетельства.
Ему принадлежит также переиздававшаяся до последнего времени книга богословско-философского содержания: "Путь ко спасению".

Из семи романов Э. шесть относятся к распространенному в ХVII и ХVIII вв. типу романов "с приключениями", похожих на сказку, где читатель знает, что герой выйдет победителем из самых затруднительных обстоятельств, добродетель в конце концов всегда восторжествует, а порок будет наказан. Только роман: "Письма Ернести и Доравры" сложился под влиянием новых вещей, преимущественно "Новой Элоизы" Ж. Ж. Руссо.

Романы Э., первого русского романиста, имели несомненный успех, некоторые были даже переизданы; в мемуарах можно найти ссылки на героев его романов; зачитывался ими в детстве и Карамзин (см. "Рыцарь нашего времени" Карамзина). В то время как Г. Ф. Миллер и, особенно, А. П. Сумароков осуждали романы, Э. является их горячим защитником в отношении как образовательном (ознакомление с историей и нравами разных народов), так и нравственном (отвращение от зла и любовь к добродетели).
"Я последовал некоторым лекарям, — говорил Э., — кои полезные лекарства засладить стараются и часто оные позлащают по той причине, что теперь много есть таких больных, которые и того, что их здравию полезно, без прикрас не принимают".

Эта старая теория полезности литературных произведений оказала несомненную услугу русскому обществу. Э. широко пользовался правом пропагандировать свои идеи в романах; в этом отношении позднейшие русские романисты имеют в нем достойного предшественника. Наряду с истинами самоочевидными (польза просвещения, вред полуобразования, необходимость труда), Э. приходилось касаться и острых вопросов его времени: ужасов крепостного права, непорядков в суде и административных учреждениях, всеобщего холопства и преклонения перед разными милостивцами.

Страницы, отведенные Э. этим наболевшим вопросам, отличаются гораздо большей резкостью, чем статьи сатирических журналов. Романист вкладывал свои задушевные идеи в уста героев, действующих в Греции, Алжире и т. д.; это позволяло ему высказываться свободнее.

В некоторых романах (автобиографическом — "Непостоянная фортуна, или приключения Мирамонда", "Приключения Мирамонда" и др.) даются даже целые общественные программы.
К сатирическим произведениям Э. относятся его своеобразные "Нравоучительные басни" (изд. 1764, 1789, 1793), "Сон, виденный в 1765 г. 1 генваря" (направленный против академии наук, академии художеств и шляхетского корпуса), неизданная доселе комедия "Ученая шайка", ряд эпиграмм и полемических стихотворений против М. Д. Чулкова, А. Шлецера и, особенно, А. П. Сумарокова (последний осмеял Э. в комедии "Ядовитый").
Более дружеские отношения были у Э. с В. Г. Рубаном и Н. И. Новиковым, поместившим о нем сочувственную статью в своем "Словаре".
Журнал Э. "Адская Почта" — один из лучших сатирических журналов того времени. Вполне ясно и сознательно смотрел Э. на значение сатиры; в известной полемике "Всякой всячины" с "Трутнем" Новикова о значении сатиры он примкнул к Новикову, обличавшему не пороки вообще, а очень определенно указывавшему на недостатки современников, которых легко было узнать по прозрачным намекам. И в журнале Э. прибегнул к излюбленному им способу: дело происходит будто бы не в России (хотя обмолвки именно о России попадаются на каждом шагу); переписку между собой ведут бес кривой и бес хромой о разных делах на земле.
"А. П." дает богатый материал для характеристики русского общества XVIII в. (семейные нравы, щегольство, подражание иностранцам, "случайные" люди и отношение к ним при перемене "счастья", воспитание, суд, хищения, недостатки духовенства, крепостное право). Своеобразной чертой "А. П." были статьи политические и публицистические, преимущественно об иностранной политики.

Сильный и в ХVIII в. милитаризм внушал опасения сатирику. Из рассуждений по этому вопросу делается вывод, что "потребно, чтобы народ был более благополучен, нежели славен" (войнами).
В другой статье читаем: "Петр в геройстве был весьма велик, но еще более в человечестве. Он, больше стараясь о пользе своего народа, нежели о своей славе, выше всех, одной только славы ищущих героев, имеет место. Если бы он не ввел в свою землю наук и художеств, не основал купечество и не отворил границы свои людям чужестранным, то многочисленные его войска служили бы только к отягощению его народа. Ежели государь человек во всем совершенстве, то и без геройства разумным своим правлением прославиться и народ счастливым сделать может".

В "А. П." встречается ряд интересных отзывов о Вольтере, Даламбере, Ломоносове, Сумарокове, Фонвизине, Нарышкине, Тредьяковском, Новикове, Лукине, Дмитревском.

— Литературная деятельность Э. мало изучена. Биография Э. — в словарях Новикова и митр. Евгения; библиография — в статьях М. Лонгиновна ("Рус. Стар.", 1873, т. VII, 616—619) и А. Лященка ("Библиогр.", 1892, № 8—9); отзыв об "А. П." в сочинениях о сатирич. журналах Афанасьева, Н. Булича и др. См. еще: Л. Майков (статья о сатире "Сон"), в "Очерках из ист. рус. лит." (1889), и А. Лященко, "Публицистический элемент в романах Э." (СПб., 1898).

А. Л—нкo

{Брокгауз}

Еще источник:

Эмин, Федор Александрович
литератор; † 1769 г.

Прибавление: Эмин, Федор Александрович, р. в окт. 1735 г. ("Слов." Арсеньева).

{Половцов}

Эмин, Федор Александрович

(около 1735—1770) — русский писатель и журналист. До 1761, т. е. до приезда Э. в Россию, точных сведений о нем нет. Из различных версий о его жизни можно установить, что происходил он от небогатых южных славян, много скитался по Азии и Европе, а по приезде в Россию был на государственной службе учителем и переводчиком.

Э. явился первым русским романистом, причем его романы могут считаться предшественниками русской "гражданской" литературы.

Несмотря на противоречивость его произведений, среди которых есть мистическая работа "Путь к спасению" и патриотическая "Российская история", Э. все же явился одним из первых пропагандистов буржуазных идей в России. Его романы резче современных сатирических журналов нападали на проявления крепостничества.

Написал Э. очень много; наиболее интересны: роман "Письма Эрнесты и Доравры", написанный под сильнейшим влиянием "Новой Элоизы" Ж. Ж. Руссо, "Непостоянная фортуна, или приключения Мирамонда", "Нравоучительные басни", комедия "Ученая шайка" и др. Э. издавал один из лучших сатирических журналов своего времени "Адская почта"; этот журнал, почти целиком писавшийся Э., по своему направлению примыкал к передовым журналам Новикова.

Как журналист Э. дал ряд интересных, хотя и невыдержанных статей о Вольтере, д'Аламбере и многих современных ему иностранных и русских литераторах.
Лит.: Новиков Н., Опыт исторического словаря о российских писателях, СПб, 1772; Митрополит Евгений, Словарь русских светских писателей, т. I, изд. "Москвитянина", М., 1845, стр. 214; Лонгинов М. Н., Русские писатели XVIII века, "Русская старина", СПб, 1873, т. VII, май, стр. 616—19; [Лященко А.], Материалы для библиографии о Ф. А. Эмине, "Библиограф", СПб, 1892, № 8—9; его же, К истории русского романа (Публицистический элемент в романах Ф. А. Эмина), СПб, 1898; Сиповский В. В., Очерки из истории русского романа, т. I, вып. 1 и 2, СПб, 1909—10.

Эмин, Федор Александрович

(1735-1770).
Рус. прозаик, журналист, изд. журн. "Адская почта"; склонялся к демократическим настроениям и вел полемику с дворянскими писателями.

В своих романах с авантюрно-плутовским сюжетом: "Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда" (1763); или нравоучительно-воспитательным: "Приключения Фемистокла и разные политические, гражданские, философские и военные его с сыном своим разговоры, постоянная жизнь и жестокость фортуны его гонящей" (1763), "Письма Ернеста и Дорвары" (1766) Э. поднимает мн. актуальные для своего времени нравственно-политич. темы, хотя герои действуют в условно-утопической обстановке, не имеющей ничего общего с реальными странами.

В. Р.

Русская философия: словарь

ЭМИН Федор Александрович (Магомет-Али Эмин)

Толкование
ЭМИН Федор Александрович (Магомет-Али Эмин)
(1735-16(27).04.1770, Петербург) - писатель, философ, публицист. Нек-рые исследователи предполагают, что он происходил из какого-то южнославянского рода. Известно, что до появления в России он в течение 8 лет путешествовал по разным странам.

В 1761 г., перейдя в православие, стал преподавателем в Сухопутном кадетском корпусе, служил переводчиком в Коллегии иностранных дел.

​Перу Э. принадлежит много романов, басен. В 1769 г. он начал выпускать сатирический журн. "Адская смесь", на страницах к-рого изобличались общественные пороки в форме переписки двух бесов.

Философские идеи Э. большей частью облекал в художественную форму. Так, роман "Приключения Фемистокла" представляет собой описание философских споров отца и сына по вопросам не только общественной жизни, но и теории познания, этики, богословия.

В философском романе "Непостоянная фортуна" рассматриваются проблемы образования, главным условием к-рого автор считал "добродетельное воспитание", потому что "ни к чему одна наука, если в человеке добродетели нет".

Большой популярностью у современников пользовались "Нравоучительные басни" Э., в к-рых формулировались конкретные нравственные идеи. Человека, считал он, следует оценивать по его внутренним достоинствам: "Не поверхность, а внутренняя добродетель достойна похвалы". Особенно высоко ставил Э. такое качество, как умение жалеть: "Кто над другим сожаления не имеет, тот и сам его во время крайней нужды не сыщет; злому добро делать опасно". Философию Э. понимает как мудрость, а не ученость. Мудрость состоит в том, "чтоб разуметь вещественности точно, если оныя разуму человеческому природа постичь дозволит, чтоб добродетелью быть управляему и чтоб уделять своего знания и другим, для простирания общественной пользы". Знание бесполезное, мертвое он называл пустой ученостью. Фактически здесь Э. сформулировал свое понимание просветительства. Он усматривал его в том, чтобы путем философского осмысления правил высоконравственной жизни и сатирического описания социальных пороков смягчить социальную несправедливость, поднять нравственность современников, в частности помочь им понять, что нужно уважать человеческое достоинство и в представителях низших сословий.

Русская философия: словарь. — М.: Республика. Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. 1995

 

Сопутствующие Товары

Отзывы

Написать отзыв



Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Плохо            Хорошо

Рекомендуем почитать
Федор Эмин - жизнь и творчество
21 декабря 2014 года (в статье использовано 10 ...»
08.04.2014    Просмотров: 1244
На основании 1 отзывов.
Обереги — какие они?
«Бережёного Бог бережёт» Славянская п ...»
25.04.2015    Просмотров: 607
На основании 1 отзывов.
Фото-обзор книги "Охота и рыбалка" VIP
Книга «Охота и рыбалка» — эксклюзивное авторское п ...»
31.03.2014    Просмотров: 767
На основании 1 отзывов.
Фото-обзор книги "День за днем" VIP
«День за днём» — эксклюзивное авторское подарочное ...»
26.04.2015    Просмотров: 580
На основании 1 отзывов.
Фото-обзор закладок для книг, VIP-изделия
Представляем фото-обзор закладок для книг со встав ...»
06.05.2015    Просмотров: 735
Добавлен товар - книга А. Фидеса «Простатит — лечимся самостоятельно»
Уважаемые посетители «Лавки Знахаря»! ...»
11.05.2017    Просмотров: 234